Борись или умри. Как обогнать конкурентов?

Точный учет, контроль и безопасность.

В наше время идея конкуренции является неоспоримой аксиомой, уже «естественным законом». Особенно среди открывающихся на каждом шагу маленьких магазинов. Стремясь превзойти конкурентов многие владельцы магазинов прибегают к бесчестным приемам борьбы. Мы не будем говорить о подобном поведении некоторых предпринимателей. Поговорим о том, как победить конкурента «бескровно».

Конкуренты — не враги

Зачем бороться с конкурентами? Они не враги. Прошли времена, когда с конкурентами боролись «по-жесткому», не гнушаясь ничем. С конкурентами необходимо выстраивать партнерские отношения — это выгодно всем сторонам. На что направлен ваш бизнес: на привлечение и обслуживание клиентов или уничтожение конкурентов? Какова ваша цель: получить прибыль или заставить конкурента нести убытки?

Но, как и в любом партнерстве, важно быть «в тренде» того, что имеется и что изменяется у партнера. Битву за лидерство и амбиции никто не отменял. Но все должно делаться «красиво».

На что нужно обратить внимание, делая мониторинг конкурента?

- цены. Важно сравнить свои цены и цены конкурента. Проанализировать свои более дорогие, чем у конкурента позиции и решить: есть ли возможность снизить цены (или, если цена намного ниже, повысить (для прибыли), не отталкивая этим покупателей.

- сервис. Он играет огромную роль в любом бизнесе. При наличии одинаковой цены на товар, покупатель пойдет туда, где обслуживают лучше (вежливые продавцы, ассортимент товара шире, скидки и акции бывают часто, можно ли расплатиться карточкой и др.).

Но, есть одно «но» в этом мониторинге — выполнять его нужно периодично, а не 1-2 раза в год. Эту функцию можно добавить в должностные обязанности одного из сотрудников,\ либо заняться этим самому.

Научитесь управлять ассортиментом на контрасте с конкурентом

Для чего нужен ассортимент товара? Зачем его формировать и управлять им? Основная цель составления ассортимента товара — максимально удовлетворить спрос покупателей. Для этого необходимо определить: кто, что и почему покупает.

Например, кто-то покупает хлеб, кефир и другие продукты первой необходимости ежедневно после работы, кто-то покупает полуфабрикаты, так как не хватает времени готовить, кто-то покупает гамбургеры, китайскую лапшу на тормозок на работу, а кто-то просто привык ходить в этот магазин, так как он недалеко от дома.

Как это выяснить? Например, составить таблицу и спрашивать у покупателей, делая в ней пометки, или составить простую анкету и после покупки давать ее заполнить покупателям.

Вы выяснили, что пользуется или будет пользоваться у вас спросом. Теперь встал вопрос о количестве товара. Не стоит равняться на крупные супермаркеты. Достаточно 3-4 продукта одной категории разных ценовых уровней. Этого достаточно.

Не забывайте обратить внимание на то, что продает ваш конкурент (особенно если он работает давно, а вы только-только открылись). Может быть стоит сделать свой ассортимент отличным от ассортимента конкурента, даже если у вас цены ниже? Так вы обретете свою «нишу», с которой вас будет сложно «выгнать».

Например, у вашего конкурента есть стойка с косметикой и бытовой химией — сделайте стойку с товарами для детей.

Вас ждут новые свершения

«Любую работу просто надо делать, - рассказывает о своем деле наш клиент (владелец магазина), -...Если человек будет работать, поставит цель, то любые сложности можно преодолеть». «Я много слышал о программе автоматизации, — говорит он - и решил автоматизировать свой магазин. Это удобно: видишь свои расходы-доходы, рассчитываешь свои возможности».

Никому из покупателей не хочется стоять в очереди, или ждать, когда магазин откроется после инвентаризации. Продавцу также не хочется целый день возиться с инвентаризацией или «бодаться» с поставщиками, допуская ошибки (а впоследствии «компенсировать» из своей зарплаты). Каждому есть чем заняться помимо этого. Поэтому идеи, объединяющие покупателей, продавцов и владельцев магазинов — самые эффективные.

Клиент — ваше всё

От сервиса зависит: сможете ли вы не только привлечь клиента, но и удержать его. Зачастую можно услышать: «Пришел в магазин, а продавец на меня ноль внимания — окопался в своих бумажках или общается с каким-то пареньком», «Попросил пересчитать — нахамили», «Пришел в магазин, а продавец занята маникюром — у нее вечером свидание» и т. п. И не хочется больше посещать подобный магазин. Все, впечатление испорчено.

А вот другой вариант: «Здравствуйте! Вам как всегда?», «Здравствуйте! Сегодня новые конфеты/игрушки/заколки привезли...» Это говорит о том, что вас помнят в лицо, знают о ваших предпочтениях. Приятно, правда?

Клиент находится в более проходимом месте? Компенсируйте это скидками, копакингом, подарками, бонусами, акциями.

Правила выживания

1. Будьте умнее конкурентов. Не воюйте с ними. Займитесь завоеванием клиентов.

2. Научитесь эффективно управлять ассортиментом. Не экономьте время на мониторинге товаров, пользующихся потребительским спросом. Делайте упор на них.

3. Не бойтесь изменений. К примеру, автоматизация не только может помочь увеличить вашу прибыль и уменьшить убытки, но и стать вашим козырным тузом в игре с конкурентом.

4. Клиенты приносят прибыль. Вы же согласны с этим? Согласитесь, что отплатить им качественным сервисом своего рода ваш долг, который порождает цикличность — покупатели снова и снова приходят в тот магазин, который дает им обслуживание на высоком уровне.

5. Стремитесь к самосовершенствованию. Как говорится, нет предела совершенству — не останавливайтесь на том, чего достигли. Ищите новые цели для роста. И помните: все возможное когда-то было невозможным.

Не стойте на месте, стремитесь идти вперед, в ногу со временем, опережая своих конкурентов хотя бы на полшага!