Что следует знать о воровстве персонала

Точный учет, контроль и безопасность.

Недавно в исследованиях проводимых посредством тайных покупателей натолкнулась на такую мысль о том, что 10% сотрудников обязательно воруют, столько же (10%) никогда не станут воровать и 80% имеют потенциал, чтобы взять чужое, т. е. в зависимости от обстоятельств они могут выбрать ту или иную сторону. Почему так происходит?

Во-первых, необходимо разобраться с причинами воровства и его «действующими лицами» и способами «работы».
Причины воровства
- «Социальное неравенство». Слишком маленькая зарплата, неправильное отношение со стороны начальства, нечестность напарника, которому все сходит с рук (слишком хитрый и давно работает, родственник, хороший знакомый), побуждает исправить эту «оплошность».
- «Плохо лежало». Без комментариев. Нечистая совесть везде видит предлоги для совершения преступления.
- «Спортивный интерес». Ну возникла шальная мысль: а получится или нет, умнее я других или нет? Вот и идет работник продемонстрировать свою «звездность» и везучесть. Но это, по словам психологов, как наркотик — легко «подсаживаешься». Дурная голова рукам покоя не дает.
- Корпоративная «политика». Если приходишь в коллектив, где все воруют и это обычная практика среди сотрудников, то либо увольняешься, либо становишься таким, как все...
- Предстоящее увольнение. Бывает, что сотрудник, увольняясь (добровольно или нет особого значения это сейчас не имеет), решает взять себе что-нибудь «на память». Для того, чтобы этого избежать, нужно соблюдать трудовое законодательство и расчет производить в соответствии с буквой закона.

Кто ворует
- Кассиры на кассе.
- Продавцы в сговоре с охраной.
- Охрана в сговоре с кассиром.
Как ворует
- Возврат товара. Мы имеем такую не очень хорошую привычку — не брать чек. И ушлые кассиры пользуются этим — производят отмену чека, а затем ту сумму, которую пробили, забирают себе.
- «2 вместо 1». Кассир пробивает 2 раза один товар, а потом, когда покупатель уходит, отменяет чек и забирает деньги себе.
- Фокус со штрихкодом. Продавец не считывает штрих-код с изделия, а набирает его вручную. При этом «совершает ошибку» - вводит код более дорогого товара.
- Преступный сговор:
Первый вариант. Кассир вступает в сговор с покупателем. Он не пробивает какую-то часть товара, зачастую, самого недешевого, но при этом «изображает», что сканирует штрих-код на покупках, а в это время незаметно от покупателя сканирует штрих-код недорогого товара, закрепленного где-то в незаметном месте (на кассовом боксе, на браслете). Вуаля, разницу можно забрать себе. Или поступить еще проще — выдать «ненужные» деньги под видом сдачи. Потом «выручку» поделить.
Второй вариант. «Сговоренный» возврат товара. В магазинах обычной практикой является возврат товара только старшим кассиром, которого вызывает кассир в случае необходимости. При правильной организации такая схема успешно и незаметно работает.
Третий вариант. Договоренность с охраной также может быть «прибыльной». Охранники «не видят» неувязки в кассовых операциях, игнорируют возврат товара, не замечают вынесенных мимо кассы продуктов, получая за это свои «дивиденды».
Четвертый вариант. Охранник и продавец — уникальный тандем, способный на банальную, но тем не менее, обычно, успешную махинацию: продавцы во время расфасовки товара прячут некоторое его количество в условном месте, а охранник ночью выносит его с территории. Оба в выгоде. Хозяин магазина в убытке.
- Воровство со склада. Весьма популярны: списание товара под видом «испортившегося»; во время инвентаризации учет одного товара не один раз; недонесение товара со склада в торговое помещение.
Что же делать?
Минимизировать риски оказаться обворованными возможно, но для этого необходимо:
Принимая нового работника, запрашивать рекомендации с прежних мест работы.
Регулярно проводить ревизии товара, особо обращая внимание на накладные (в идеале проводить ревизии нужно самостоятельно).
Самостоятельно проводить работу с поставщиками, исключая возможность махинаций уже на этом этапе.
Установить камеры видеонаблюдения (зачастую, их установка и использование очень быстро окупается).
Мотивация персонала тоже немаловажный этап для исключения воровства сотрудниками. Правильно замотивированный работник воровать не будет.
Эти несложные по сути своей действия помогут избавиться от «головной боли», связанной с непорядочностью сотрудников в работе. Действуйте на опережение и убытков по этой статье у вас не будет.