Прилавочная торговля или самообслуживание

Точный учет, контроль и безопасность.
Показательная история
У одного мужчины была своя сеть магазинов возле АЗС. Он был сторонником бумажного учета (все записывал в тетрадке). Со временем он пересмотрел свои взгляды и решил установить компьютеры и выдавать своим клиентам чеки. Когда его спросили, почему он принял это решение, предприниматель пояснил свою заинтересованность автоматизацией тем, что, как он заметил, что покупателей не сильно впечатляет, когда продавцы для расчета используют калькулятор и не выдают чек. Их это отпугивает, и они выбирают другой магазин.
Так работают многие прилавочные магазины, в отличие от магазинов самообслуживания. Давайте разбираться, что лучше: прилавочные магазины или самообслуживание. Для начала необходимо отметить плюсы тех и других, по мнению покупателей, предпочитающих посещать те или другие.
Преимущества прилавочных магазинов заключается в том, что:
- меньше воровства;
- меньше затраты на сотрудников;
- меньше финансовых затрат - отсутствие дорогих систем видеонаблюдения;
- больше прибыли.
Преимущества магазинов самообслуживания заключается в том, что:
- удобство для покупателей (можно самому выбрать товар, изучить его и т. д.);
- при правильной расстановке оборудования и камер воровство исключено;
- шире ассортимент;
- больше прибыли.
Кто же из них прав, и есть ли правый?
Мифы мира торговли

Миф 1. "В прилавочных магазинах меньше воровства"
Воровством могут заниматься как покупатели, так и продавцы. Поэтому нужно разобрать оба возможных варианта.
В первом случае:
В прилавочном магазине на кассе всегда присутствует какой-то мелкий товар (жевачки, булочки, брелки и т. п.), и пока продавец отворачивается к витрине, чтобы снять что-нибудь с нее, нечестный на руку покупатель успевает украсть «мелочь». Такое покупательское поведение имеет подтверждающие факты в нашей жизни. В магазине самообслуживания это сделать сложнее, так как продавцы уже предполагают подобные поступки со стороны некоторых покупателей, и всегда на страже (обзор торгового зала у них практически 100%-ный благодаря правильной расстановке оборудования), плюс видеокамеры (в любой момент воришку могут найти по видеозаписи). Это является доказательством того, что если правильно организовать пространство в магазине, то необходимость в дополнительном персонале (охранники, продавцы) исчезнет.
Во втором случае:
Персонал прилавочных магазинов имеет возможность «схитрить». Например, выложить на прилавок «свой» товар (домашнюю выпечку, продукты сетевого маркетинга и т. д.), убрать ценники и называть цены произвольно. Все это проверить достаточно проблематично. И хозяин магазина оказывается «в проигрыше» - а разве для этого он открывал свой магазин и нанимал сотрудников? В магазине с самообслуживанием такой «фокус» не пройдет. Нужно найти подходящее место на витрине, установить ценник, но это не дает никакой гарантии приобретения товара — покупатель может его и не выбрать. К тому же, товар должен пройти через кассу, и «считаться» автоматически программой.
Как избежать воровства?
Камеры не дадут 100%-ного результата. Необходимо так или иначе контролировать процесс: разрабатывать разные мероприятия, чтобы свести к минимуму воровство. Как это сделать? Надо рассчитать «коэффициент воровства». Лучше всего его считать после проведения инвентаризации. К тому же, с помощью автоматизированного учета, проводить проверку не составит труда: всего-лишь несколько часов без закрытия магазина «на перерасчет».
«Коэффициент воровства»
Возьмите оборот вашего магазина за определенный период (например, за 6 месяцев 5400000 тг.). Затем сложите все недостачи по актам инвентаризации за этот период (к примеру, 135000 тг.). Последнее действие, расчет процентного соотношения недостачи к обороту. То есть: (135000 / 5400 000) * 100% = 2,5%
Значения «коэффициента воровства» таковы:
1-2%- идеальное значение, при котором воровство почти не наблюдается;
3-8% - надо провести анализ, выявить и устранить признаки воровства;
выше 8% – лучше сразу закрывать магазин.

Миф 2. "В магазинах самообслуживания больше сотрудников"
Достаточно спорно... и вот почему... В магазине любого формата работают грузчики, товароведы, кладовщики и т. д. Их количество не зависит от выбора формата самообслуживания. Но давайте попробуем рассчитать число персонала в торговом зале для магазинов с разной системой самообслуживания.
Возьмем магазин с прилавочной торговлей площадью 60 кв. м. с тремя отделами, например, "Алкоголь и табак", "Кондитерская продукция" и "Бакалея". В каждом отделе по 1 продавцу, плюс кассир. Итого, в одну смену работают 4 человека.
Магазин с самообслуживанием, площадь 60 кв. м. и одно автоматизированно кассовое место. Деление на отделы условное, так как весь товар размещен на витринах. Количество персонала в одну смену: кассир, продавец на весовом товаре и на фасовке для торгового зала.
Итого, всего лишь два сотрудника. Где больше затрат и так понятно.
Но я вот вижу, как в воздухе витает противоречие: "На оборудование ведь тоже надо деньги, и это наверняка выйдет дороже!".
Естественно бесплатно ничего не бывает. Но оборудование вы приобретаете один раз, а зарплату выплачивать надо каждый месяц из года в год. Задумайтесь. И просто посчитайте, что для вас будет выгоднее.
Как видите, у магазинов самообслуживания преимуществ больше...
Почему самообслуживание все-таки лучше?
1. Ускоряется обслуживание на кассе
Сканер штрих-кодов увеличивает пропускную способность кассы. Нет очередей – нет недовольных покупателей.
2.Экономия на персонале
С самообслуживанием достаточно лишь одного человека на кассу, и одного продавца на весовой товар. Экономия в рабочей силе значительна, согласитесь.
3.Контроль над процессами в магазине
При автоматизированном самообслуживании сокращаются махинации сотрудников. Программный комплекс автоматизации позволяет контролировать работу персонала, в режиме онлайн наблюдать за поступлением и продажей товаров, управлять закупками и выяснять их целесообразность, за считанные часы проводить инвентаризацию и т. д. Вы можете это делать с помощью сети Интернет, то есть не обязательно присутствовать все время в магазине.
4.Система лояльности
С помощью программы автоматизации вы можете ввести дисконтную систему для своего магазина. Клиенты любят разные скидочные карточки, бонусы и акции. Еще никто не жаловался, что система лояльности погубила магазин или уменьшила доход. Так что смело шагайте вперед и привлекайте покупателей новыми предложениями.

Заключение
При переходе от прилавочного формата к самообслуживанию товарооборот магазина может увеличиться на 30 – 50%. Наблюдения специалистов в области торговли показывают, если покупатель может контролировать процесс покупки товара целиком, то это придает ему больше уверенности и доверия к магазину. Что может быть лучше, чем добиться доверия покупателей?
И еще. Представьте ситуацию. У вас прилавочный магазин, а ближайший конкурент переходит на систему самообслуживания. Даже при сохранении прежних цен и ассортимента, вы начали замечать, что ваш магазин приносит меньше прибыли. Где же покупатели? Поищите их у соседних конкурентов, которые перешли на самообслуживание. Наверняка они там.
Будьте уверенны, что ваши затраты на переход к самообслуживанию компенсируются за счет получения большей прибыли. Успешный пример мужчины, владельца сети магазинов при АЗС, о котором мы говорили в начале статьи, в этом плане весьма показателен.