Секреты правильного освещения

Точный учет, контроль и безопасность.

Вам когда-либо приходилось чувствовать разочарование при покупке сыра на рынке — при желтоватом свете витрины весь сыр кажется таким аппетитным, золотистым, а при получении товара в руки — блекло желтым или даже серовато-зеленым. Такое же примерно разочарование я недавно испытала при покупке теней под цвет нового брючного костюма. Знаете, в чем причина таких разочарований?

Правильно, в освещении.

Поэтому надо создавать комфортные условия для покупателя в торговой точке, чтобы он хотел сделать покупку и был доволен в итоге. И чтобы не разозлился и не ушел к конкуренту.

Многие успешные ритейлеры убеждены, что одним из важных факторов, который влияет на продажи в супермаркете – это освещение. От правильно расположенного света зависит продаваемость того или иного товара.

Давайте же поговорим, а точнее разберемся, каким должно быть освещение в супермаркете, что бы прибыль от этого только увеличилась!

Нормы освещения

Как известно, освещенность измеряется в Люксах:

1 Lux = 1 Lm (Люмен) / 1 м. кв

Согласно утвержденным стандартам СНиП и требований СЭС, освещенность торгового зала должна составлять не меньше 500 Люкс. Сегодня уровень освещенности в торговых точках (магазинах и супермаркетах) колеблется от 500 до 100 Люкс. То есть все нормы соблюдены.

При расчете освещенности торгового зала без торгового оборудования надо делать запас порядка 25-30%. Потому что после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности как раз снижается на 25-30%. Это происходит не только потому, что оборудование представляет собой преграды (падают тени), но и так же оно по-разному отражает свет, что часто сказывается в сторону ухудшения уровня освещенности. В магазине становится попросту на треть темнее.

Вот представьте — на улице в пасмурный день освещенность где-то 2 000 Люкс, а в солнечный день 10 000 Люкс. Но под открытым небом свет однородный и рассеянный. И если в своей торговой точке, стремясь сделать приглушенную атмосферу, вы используете светильники, которые дадут 10 000 Люкс, то пасмурно не получится. У вас будет сверкать, как возле сверхновой звезды!

Как вы будете себя чувствовать, находясь возле солнца? :)

При этом все понимают, что если в торговой точке будет темно (особенно по сравнению с дневным светом), то это тоже не сыграет вам на руку. Потому что покупатель зайдет к вам с улицы и начнет блуждать по залу, как слепой котенок — пройдет несколько зон пока глаза привыкнут и оставит на кассе меньше денег. Остальные деньги пойдет тратить у ваших конкурентов.

Цветовая температура цвета

Кроме показателя освещенности, существует понятие температуры света (Тс). Температуру измеряют в Кельвинах и делят на 3 градации:

  • холодный — от 4 500 и выше К;

  • нейтральный — 3 500 — 4 500К;

  • теплый — 2 700К (сверхтеплый); 3 000К — 3 500К (теплый).

Цветовая температура света имеет ярко выраженный климатический оттенок. В южных странах лучше воспринимается свет с высокой цветовой температурой, то есть холодный свет. В странах с более холодным климатом предпочитают свет с теплой цветовой температурой. Белый свет порядка 4 000К принято считать за нулевую отметку температуры.

4 000К — это нейтрально-белый свет. Для сравнения:

  • Цветовая температура дневного света примерно равна 6 500 К;

  • Лампа накаливания (домашняя лампочка типа «груша») 2 700 К;

  • Свеча — 2 200 — 2 500 К;

  • Цветовая температура газоразрядной или люминесцентной лампы может варьироваться в широком диапазоне от 2 000 до 9 000 К.

Разные товары – разное освещение

Для элитных товаров — спиртного, дорогих сигарет, красной и черной икры, дорогостоящей кондитерской продукции с лимитированным сроком продажи, собственной кулинарии — кроме общей освещенности применяют зональную, то есть акцентирующую подсветку на определенном месте.

И с общей, и с акцентирующей подсветкой прекрасно справляется лампы LED. Большим плюсом для продуктового ритейла является то, что светодиоды не дают излучения, которое влияет на срок реализации продуктов питания. А компактность светильников позволяет размещать их в самых укромных местах.

Магазины продуктов питания, одежды и обуви рекомендуется освещать теплым светом.

Замороженные продукты требуют холодного света. Поэтому морозильные и холодильные витрины оснащаются специальной светодиодной подсветкой.

Холодным светом освещаются магазины бытовой техники и демонстрационные зоны автосалонов.

А вот ювелирные изделия из драгоценных металлов, в обязательном порядке требующие акцентирующей подсветки, освещаются в зависимости от цвета металла. То есть:

  • для освещения платины нужен мягкий свет;

  • серебра – холодные тона освещения;

  • золото – теплое, переливающееся освещение;

  • алмазы – яркий, со множеством источников света.

При освещении меховых изделий рекомендуется некоторое увеличение освещенности по сравнению с нормированным значением, поскольку мех сильно поглощает свет. Кроме того, нужно обеспечить достаточно большой угол падения света, чтобы подчеркнуть структуру меха.

При освещении изделий из хрусталя или имеющих полированные, или зеркальные поверхности нужно использовать направленный холодный свет.

Кожа и замша, особенно темных тонов, очень чувствительны к перегреву и к «пересвету». С другой стороны, изделия из этих материалов (в частности, обувь) активно поглощают свет и требуют увеличения освещенности. Выход – равномерное освещение всей торговой площади и световой акцент на приоритетный товар.

Вы знаете, обо всем рассказать невозможно. Слишком уж много нюансов. По этому могу вам порекомендовать такую вот вещь... Если вам нужно осветить магазин, бутик или любую другую торговую точку, обращайтесь только к профессионалам, компетентность которых подтверждена опытом и качественными реализованными проектами. Профессионализм еще никто не отменял! :)